пятница, 18 ноября 2011 г.

Модуль 5. Вовлечение учащихся в оценивание

Уважаемые коллеги!
Напишите свои идеи и комментарии к поставленным вопросам модуля:

  • Каким образом я оцениваю обучение учащихся?
  • Как я вовлекаю учащихся в процесс оценивания?

10 комментариев:

  1. Чтобы оценить учеников, необходимо спланировать процесс оценивания до начала основной работы. Нужно постараться заинтересовать ребят и уже в дальнейшем проводить различныеформы оценивания на каждом этапе.
    Дети очень внимательны к оценке, поэтому их необходимо нацелить на конечный результат, поставить перед ними задачу, чтобы они старались сами подвести итоги.

    ОтветитьУдалить
  2. Каким образом я оцениваю обучение учащихся?
    Я работаю с учащимися первого класса в режиме безотметочного обучения, поэтому в своей деятельности мне необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новый подход к оцениванию достижений учащихся, это педагогический процессе с оценочным компонентом.
    Свою работу по безотметочному обучению выстраиваю в следующих направлениях:
    1) учащиеся знают, что обучаются без отметок, поэтому на уроках мной осуществляются методы рефлексии, самоанализа и самооценки (Лист предметных достижений, технологические карты, «Портфолио», карты оценки и самооценки и т.д.)
    3) родители информированы о системе оценивания достижений своего ребенка; ознакомлены с критериями оценки, т.е., что оценивается и каковы уровни сформированности по данным критериям.
    Существует еще один способ оценивания деятельности и личности младшего школьника. Это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент нормирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться. При этом похвала учителя должна быть заслуженной и пропорциональна достижению ребенка.

    Как вовлекаю учащихся в процесс оценивания&
    Для учащихся 1 класса, которые только учатся оценивать себя, свои достижения и достижения своих товарищей я использую следующую методику: раздаю учащимся листы контроля достижений, в которых прописано ЧТО оценивать и КАК оценивать, т.е. критерии оценивания. Учащиеся, применяя эти карты-подсказки учатся оценивать себя и своих товарищей с определённых позиций. Такая система вовлечения учащихся в процесс оценивания учебных достижений помогает улучшить психологическое состояние детей, устранить тревожность, побуждает учащихся исправить свой прежний результат, позволяет ребенку найти себя не только в учебной деятельности, но и в других видах деятельности, подчеркивает индивидуальность каждого ребенка.
    Мне, как учителю, наглядно виден процесс формирования предметных знаний у учащихся, поэтому я могу своевременно внести целенаправленную коррекцию, потому как учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена.

    ОтветитьУдалить
  3. Оценивая детей, использую многообразие оценочных инструментов и подходов. Виды оценивания можно ранжировать следующим образом:
    • формальное оценивание (выставление отметок)
    • неформальное оценивание (поощрение)
    • самооценивание (или групповое оценивание)
    Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения. Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки.
    Портфолио – один из самых популярных способов оценивания школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.
    Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.
    Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.
    Этот вид оценивания особенно важен в силу следующих причин:
    • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
    • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.
    Использование шкал самооценки может помочь учителям и школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.
    Цели самооценивания следующие:
    • представить детям полную картину их достижений;
    • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
    • сформировать правильное отношение к оцениванию.
    Учителю только необходимо обсудить с учеником критерии оценивания, внести их в список и начать работать.

    ОтветитьУдалить
  4. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.
    Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.
    Выполняя такой вид оценивания ученики:
    • учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
    • учатся уважать и принимать мнение другого человека;
    • становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
    • начинают доверять друг другу;
    • чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.
    Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.
    Постепенно переходя от неформального оценивания к самооцениванию с использованием шкал самооценки, а далее к групповому оцениванию, каждый учитель сможет подвести ребёнка к правильному пониманию системы формального оценивания.
    Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи. Последняя может быть проведена разными способами:
    • индивидуально с каждым ребёнком;
    • с группой детей;
    • с целым классом;
    • в краткой письменной форме;
    • в доброжелательной беседе.
    Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.
    Вместе с тем, при оценке конкретных достижений учащихся в разных речевых умениях (например, чтении) учитель может ориентироваться на количественные и качественные параметры, такие как объём и характер текстов для чтения и другие. Параметры дают основание судить о желаемом и достижимом уровне коммуникативной компетенции учащихся на данном этапе.
    Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.

    ОтветитьУдалить
  5. Согласна с коллегами в том, что в своей практике используем различные виды оценивания: отметка, словесное оценивание, самооценку. Но, думаю, очень важно вовлекать самих учащихся в процесс оценивания. Для этого необходимо перед выполнением любой работы представить информацию о критериях оценивания продуктов ученической деятельности, а также руководство по выполнению работы. В этом случае процесс оценивания станет для них "прозрачным" и понятным, а также будет способствовать формированию умения оценивать себя.

    ОтветитьУдалить
  6. На своих уроках при оценивании учащихся использую "отметку" и словесное оценивание. В ходе работы над данным проектом, поняла, что необходимо научить учеников умению оценивать себя и участников групп(ы). Это способствует формированию у учеников объективной самооценки, научит их видеть свои недочеты или ошибки, не допускать их в подобных видах работы. Умение оценивать себя и других участников группы позволит быть причастным к общему проекту, не упустить важные вопросы рассматриваемой темы, быть заитересованными и успешными.

    ОтветитьУдалить
  7. Для этого учителю необходимо четко разработать критерии оценивания ученических работ и довести до сведения учащихся.

    ОтветитьУдалить
  8. Оценивание в учебных проектах должно быть спланировано таким образом, чтобы: использовались различные методы и средства оценивания; оценивание использовалось в процессе всего периода обучения; оценивались важные задачи учебной темы;
    учащиеся вовлекались в процессы оценивания. Вовлечение учащихся в оценивание процесс очень важный и нужный. Он заставляет ребёнка проанализировать проделанную работу. Тогда он сам сможет понять какие недочёты и ошибки допустил. Согласна с коллегами, что прежде всего нужно ознакомить учащихся с чёткими критериями оценивания работ, помочь им в развития умения составлять отзывы на работы как свою, так и одноклассников.

    ОтветитьУдалить
  9. В своей педагогической деятельности я использую различные виды оценивания: отметку, словесное оценивание, самооценку.
    Самооценивание - это оценивание, которое проводит сам ребёнок, чтобы измерить свой успех. Как я вовлекаю учащихся в процесс оценивания?
    1.Знакомлю учащихся с критериями оценивания.
    2.Использую листы самооценивания.
    3.Листы оценивания партнёров по группе.

    ОтветитьУдалить
  10. В своей работе использую отметку, словесно оцениваю работу учеников, реже - самооценку устную и с помощью листов достижения, дети учатся оценивать друг друга.
    Работа над проектом показала, что оцениванию должен подвергаться не только конечный результат, но и сам процесс, и его сопутствующие продукты.
    Для того, чтобы вовлечь учащихся в процесс оценивания, учащимся необходимо предоставить следующее:
    информацию о четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности;
    руководства по выполнению качественной работы;
    возможность наблюдать за своим собственным прогрессом;
    рекомендации по составлению конструктивных отзывов в адрес своих одноклассников и учету отзывов одноклассников для улучшения своей работы;
    время для размышлений и совершенствования продуктов проектной деятельности и определения новых идей.

    ОтветитьУдалить